np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Мелковый период, или Как мы давали названия цветам и что из этого вышло ( часть 2 )
np_morozova
«ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК, ТВОЯ РАДУГА — ЭТО УНЫЛОЕ ЗРЕЛИЩЕ! С ЛЮБОВЬЮ, РАК-БОГОМОЛ». Фотография — Перри Арагон (Perry Aragon)

Рак-богомол

В языковом многообразии прослеживается закономерность.
Необходимо понять: идут ли все языки по одному проторённому пути? Или остались неизведанные маршруты, вдали от дороги из жёлтого кирпича? На оба вопроса можно ответить утвердительно.






Прощай, дорога из жёлтого кирпича! Некоторые языки решают цветные вопросы по-своему.
Прощай, дорога из жёлтого кирпича! Некоторые языки решают цветные вопросы по-своему.


Картинка производит впечатление полного беспорядка, однако необходимо помнить, что пять из шести языков проследовали по основному маршруту.

И вот ключ к её пониманию.

Вначале существовал лишь чёрно-белый мир с тёмными и светлыми тонами. Существовали только бело-тёплый и чёрно-холодный цвет. Затем от белого отделились жёлтые и красные оттенки. Появилось слово для описания цвета пламени или огненно-красного цвета заката. Некоторые племена остановились на этом этапе.

Другие пошли дальше, и из чёрного цвета возникли оттенки синего и зелёного.

Леса, небеса и океаны обрели привычные очертания, заняв свои места в нашем визуальном словаре. Со временем произошло дальнейшее разделение этих цветов. Поначалу красный отделился от жёлтого цвета. А зелёный цвет — от синего. И лес перестал смешиваться с небом. Этот переход произошёл в Японии практически в современной истории.

Здесь явно присутствует внутренняя логика. Каждая культура в значительной степени обладает своей неповторимой историей, однако все культуры примерно одинаково нарезают этот визуальный пирог.

Возникает вопрос: а есть ли что-то особенное в цветах, которые выбирают эти культуры?

Американским исследователям удалось поставить окончательную точку в этом вопросе с помощью карт, полученных в ходе международного исследования World Color Survey. Дальнейшая исследовательская работа была продолжена по инициативе Терри Регира (Terry Regier) в сотрудничестве с Полом Кеем (Paul Kay) и Навином Кетарпалом (Naveen Khetarpal).

Представьте себе такой эксперимент. Перед вами разложены плитки, представляющие цветовую гамму всего окружающего нас зрительного пространства. Вам необходимо разделить их на четыре неравные части.

Какой способ выбрать для такого разделения?

Скорее всего, вы пожелаете, чтобы люди смогли легко отличить их друг от друга. Наверняка вам захочется, чтобы каждый цвет был легко узнаваемым и содержал множество схожих оттенков. Исследователям удалось запрограммировать компьютер для решения этих взаимоисключающих задач. Учёные позволили алгоритму заниматься проблемой вплоть до того момента, пока не было достигнуто компромиссное решение. Они рассчитывали получить на выходе оптимальную цветовую карту.

Компьютерная модель создала следующую карту. Она раскрасила цветные плитки в четыре различных оттенка широкими мазками. Рядом с ней приложены несколько реальных цветовых карт для тех языков, в которых есть названия только четырёх базовых цветов.




Сравнение компьютерной модели распределения оттенков цветовой гаммы по четырём базовым цветам с цветовыми картами языков, имеющих слова для наименования только четырёх базовых цветов
Сравнение компьютерной модели распределения оттенков цветовой гаммы по четырём базовым цветам с цветовыми картами языков, имеющих слова для наименования только четырёх базовых цветов.

Практически полное сходство! Исследователи предположили, что острова цвета, из которых мы складываем зрительную картину окружающего мира, являются, в некотором смысле, наилучшим выбором.

Ниже приведены примеры культур, которые обладают четырьмя, пятью и шестью названиями базовых цветов. Расчётные компьютерные модели приведены рядом с данными, которые были получены в ходе исследования.




Цветовые карты компьютерных моделей и реальных языков для четырёх, пяти и шести наименований базовых цветов
Цветовые карты компьютерных моделей и реальных языков для четырёх, пяти и шести наименований базовых цветов.

Обратите внимание, как точно совпадают компьютерные модели с полученными данными! Не во всех языках эта связь прослеживается так хорошо. Тем не менее, исследователи утверждают, что в цветах, которые мы выбираем, существует нечто особенное. Если мы попытаемся сдвинуть цветовые границы окружающего мира, получившиеся цвета будут менее точными.

Итак, вырисовывается следующая картина: цветные куски на зрительном пироге нарезаны неслучайным образом. Представители разных культур тяготеют к определённым базовым цветовым категориям, и это имеет прямое отношение к тому, как мы воспринимаем мир. Другими словами, у каждой радуги есть швы. Радугу можно разложить на составляющие зрительные компоненты и получить множество цветов на выходе.

Конечно, здесь многое зависит от биологии и эволюции строения воспринимающего зрительного аппарата. Например, собакам «творения богини Ириды» предстают менее радужной картиной, и грандиозный спектакль красок, который мы наблюдаем в небе, для них попросту не существует.

Но людям не следует зазнаваться.

Для рака-богомола радуга предстаёт в виде невероятно богатого цветового полотна, сотканного из тысяч, возможно, из десятков тысяч цветов и оттенков и простирающегося из глубин красного до ультрафиолета. Так что для ротоногих наш зрительный мир выглядел бы весьма унылой картиной.




«ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК, ТВОЯ РАДУГА — ЭТО УНЫЛОЕ ЗРЕЛИЩЕ! С ЛЮБОВЬЮ, РАК-БОГОМОЛ». Фотография — Перри Арагон (Perry Aragon)
«ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК, ТВОЯ РАДУГА — ЭТО УНЫЛОЕ ЗРЕЛИЩЕ! С ЛЮБОВЬЮ, РАК-БОГОМОЛ». Фотография — Перри Арагон (Perry Aragon).

В следующей части мы поговорим о невероятно интересных исследованиях, которые наглядно показывают нам, каким образом названия цветов влияют на работу нашего мозга.


Материал подготовил — Пётр Сутулов на основе статьи Аатиша Бхатии (Aatish Bhatia) The crayola-fication of the world: How we gave colors names, and it messed with our brains (part I).
http://22century.ru/popular-science-publications/colors

?

Log in

No account? Create an account