Наталия Морозова (np_morozova) wrote,
Наталия Морозова
np_morozova

Categories:

Близкая мне эстетика

Американский исследователь Патрик Л. Тирни (2007) предложил семь принципов дизайна, определяющих эстетику японского сада и других форм искусства.


1.Фукинсэй (Fukinsei). Асимметрия. Неправильности композиции, деление пространства на неравные части, отсутствие регулярности и симметричности.

2. Кансё (Kanso). Простота. Базовый принцип простоты состоит в избавлении от витиеватости и излишеств стиля. Вещи, выражающие простоту по своей природе излучают чувство правды и защищенности. Принцип кансё выражает также чувство чистоты, свежести, аккуратности и искренности.


3. Коко (Koko). Суровая надежность. Выдержанность, аскетизм, зрелость и почтенность. Принцип Коко включает в себя чувство строгости, суровости и, в то же время, зрелости и проверенности временем.

4. Сидзэн ( Shizen). Естественность. Отсутствие притворства, выражение сущности, а не копирование природы. Сидзэн выражает простодушие и отсутствие нарочитости или искусственности, и одновременно спонтанное выражение творческого замысла.

5. Югэн (Yugen). Глубокое изящество. Югэн намекает на дополнительные слои смысла, не очевидные для случайного зрителя. Югэн избегает явного, видимого и обращается к глубинам и тонкостям природы.

6. Дацудзёку (Datsuzoku). Преодоление стандартов. Данный принцип выражает свободу от ограничений, оков и зависимостей и является источником чистого творчества. Это преодоление стандартного и шаблонного, трансценденция обусловленного. Непосредственным результатом выражения Дацудзёку является сюрприз.

7. Сэйдзяку (Seijaku). Спокойствие. Данный принцип выражает внутреннюю тишину, неподвижность, и невозмутимое одиночество. Его противоположностью являются шум, возмущение и нарушение спокойствие. Спокойное молчание и покой лежат в основе активно внутреннего состояния.

На основе данных 7-ми дзэнских эстетических принципов Гарр Рейнольдс (2010) предложил свои 10 принципов, которые, по мнению автора, могут существенно повысить эффективность проектирования, дизайна и презентации. При этом Гарр Рейнольдс напрямую связывал данные принципы с латеральным мышлением, предложенного Эдвардом де Боно и предположил, что они способны стимулировать творчество и новые подходы к проектированию.

1. Кансё (Kanso). Простота или устранение беспорядка.
Вещи и взгляды выражается в прямой, простой и естественной манере. Данный принцип заставляет думать не об украшении объектов, но рассматривать их с точки зрения ясности и понятности, что может быть достигнуто путем невмешательства или исключения несущественного.

2. Фукинсэй (Fukinsei). Асимметрия или неправильность. Идея контролированного баланса в композиции посредством неравномерности и асимметрии является центральным принципом дзэн эстетики. Сама природа полна красоты и гармоничных отношений, которые асимметричны, но сбалансированы. Необходимо искать или создавать красоту в сбалансированной асимметрии.

3. Югэн (Yugen). Глубина или предложение, а не раскрытие.
Японский сад, например, может быть описан как совокупность тонких и символических элементов. Это раскрытие большего, через малое.

4. Дацудзёку (Datsuzoku). Свобода от привычки или формулы. Избегание от повседневной рутины. Внеземное. Трансценденция условностей. Этот принцип описывает чувство удивления и некоторого изумления, вызванного осознанием свободы от стандартных условностей.

5. Сэйдзяку (Seijaku). Спокойствие или полная энергии тишина, активный покой, неподвижность, уединение.

6. Сибуй/Сибуми (Shibui / Shibumi). (букв. горький вкус). Строгая красота, выражающая предназначение вещи, а не результат ее усовершенствования. Это прямой, простой путь выражения, без всякой нарочитости. Элегантная простота и артикулированная краткость.

7. Сидзэн (Shizen). Естественность. Отсутствие притворства или искусственности, целостное и непринужденное воплощение творческого замысла. Так, спонтанный характер японского сада воспринимается не как результат случая. Дизайн не является случайным, даже когда художник воспроизводит естественную среду, это не природа в ее первозданном виде, но результат дополнительной цели или намерения.

8. Ва (Wa). Гармония, мир, баланс. Идея гармонии и баланса имеет фундаментальное значение для японской культуры и человеческих отношений. Ва является символом, который обозначает нечто, выполненное в японском стиле.

9. Ма (Ma). Пустота, пустое пространство, интервал пространства и времени. Ма означает не только вид пустого пространства, являющегося фоном, но она может служить центром композиции. Ма выражает энергию или ощущение движения внутри структуры.

10. Ёхаку-но би ( Yohaku-no-bi). (букв. красота дополнительного белого) Красота подразумеваемой, неустановленной или невысказанной части произведения искусства. Данный принцип близок к современному понятию "меньше значит больше». Он сосредотачивает внимание на том, что осталось вовне. Принцип соотносится с дзэнским идеалом ку (пустота) и мю (небытие). Таким образом, все предложенные дзэнские эстетические принципы соотносятся друг с другом, отчасти пересекаются и даже включают в себя друг друга.


Автор: Сергей Марков
Первая часть
Вторая часть

Из журнала  http://teahouse-nsk.livejournal.com/
Tags: восток, теория, японское
Subscribe

  • Афоризмы Б. Шоу

    1. Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея. 2. Танец — это…

  • Окаватияма — скрытая деревня гончаров

    400 лет назад зародилось первое фарфоровое производство в Арита, но около 300 лет назад, обособленно и тайно появляется фарфор Набэсима. В узкой…

  • Бородка ириса

    20 июн, 2013 в 9:27 prostomutter Функция у неё исключительно политическая поэтическая. Её уже запостил Герман…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Афоризмы Б. Шоу

    1. Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея. 2. Танец — это…

  • Окаватияма — скрытая деревня гончаров

    400 лет назад зародилось первое фарфоровое производство в Арита, но около 300 лет назад, обособленно и тайно появляется фарфор Набэсима. В узкой…

  • Бородка ириса

    20 июн, 2013 в 9:27 prostomutter Функция у неё исключительно политическая поэтическая. Её уже запостил Герман…