?

Log in

No account? Create an account

np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Близкая мне эстетика
np_morozova
Американский исследователь Патрик Л. Тирни (2007) предложил семь принципов дизайна, определяющих эстетику японского сада и других форм искусства.


1.Фукинсэй (Fukinsei). Асимметрия. Неправильности композиции, деление пространства на неравные части, отсутствие регулярности и симметричности.

2. Кансё (Kanso). Простота. Базовый принцип простоты состоит в избавлении от витиеватости и излишеств стиля. Вещи, выражающие простоту по своей природе излучают чувство правды и защищенности. Принцип кансё выражает также чувство чистоты, свежести, аккуратности и искренности.


3. Коко (Koko). Суровая надежность. Выдержанность, аскетизм, зрелость и почтенность. Принцип Коко включает в себя чувство строгости, суровости и, в то же время, зрелости и проверенности временем.

4. Сидзэн ( Shizen). Естественность. Отсутствие притворства, выражение сущности, а не копирование природы. Сидзэн выражает простодушие и отсутствие нарочитости или искусственности, и одновременно спонтанное выражение творческого замысла.

5. Югэн (Yugen). Глубокое изящество. Югэн намекает на дополнительные слои смысла, не очевидные для случайного зрителя. Югэн избегает явного, видимого и обращается к глубинам и тонкостям природы.

6. Дацудзёку (Datsuzoku). Преодоление стандартов. Данный принцип выражает свободу от ограничений, оков и зависимостей и является источником чистого творчества. Это преодоление стандартного и шаблонного, трансценденция обусловленного. Непосредственным результатом выражения Дацудзёку является сюрприз.

7. Сэйдзяку (Seijaku). Спокойствие. Данный принцип выражает внутреннюю тишину, неподвижность, и невозмутимое одиночество. Его противоположностью являются шум, возмущение и нарушение спокойствие. Спокойное молчание и покой лежат в основе активно внутреннего состояния.

На основе данных 7-ми дзэнских эстетических принципов Гарр Рейнольдс (2010) предложил свои 10 принципов, которые, по мнению автора, могут существенно повысить эффективность проектирования, дизайна и презентации. При этом Гарр Рейнольдс напрямую связывал данные принципы с латеральным мышлением, предложенного Эдвардом де Боно и предположил, что они способны стимулировать творчество и новые подходы к проектированию.

1. Кансё (Kanso). Простота или устранение беспорядка.
Вещи и взгляды выражается в прямой, простой и естественной манере. Данный принцип заставляет думать не об украшении объектов, но рассматривать их с точки зрения ясности и понятности, что может быть достигнуто путем невмешательства или исключения несущественного.

2. Фукинсэй (Fukinsei). Асимметрия или неправильность. Идея контролированного баланса в композиции посредством неравномерности и асимметрии является центральным принципом дзэн эстетики. Сама природа полна красоты и гармоничных отношений, которые асимметричны, но сбалансированы. Необходимо искать или создавать красоту в сбалансированной асимметрии.

3. Югэн (Yugen). Глубина или предложение, а не раскрытие.
Японский сад, например, может быть описан как совокупность тонких и символических элементов. Это раскрытие большего, через малое.

4. Дацудзёку (Datsuzoku). Свобода от привычки или формулы. Избегание от повседневной рутины. Внеземное. Трансценденция условностей. Этот принцип описывает чувство удивления и некоторого изумления, вызванного осознанием свободы от стандартных условностей.

5. Сэйдзяку (Seijaku). Спокойствие или полная энергии тишина, активный покой, неподвижность, уединение.

6. Сибуй/Сибуми (Shibui / Shibumi). (букв. горький вкус). Строгая красота, выражающая предназначение вещи, а не результат ее усовершенствования. Это прямой, простой путь выражения, без всякой нарочитости. Элегантная простота и артикулированная краткость.

7. Сидзэн (Shizen). Естественность. Отсутствие притворства или искусственности, целостное и непринужденное воплощение творческого замысла. Так, спонтанный характер японского сада воспринимается не как результат случая. Дизайн не является случайным, даже когда художник воспроизводит естественную среду, это не природа в ее первозданном виде, но результат дополнительной цели или намерения.

8. Ва (Wa). Гармония, мир, баланс. Идея гармонии и баланса имеет фундаментальное значение для японской культуры и человеческих отношений. Ва является символом, который обозначает нечто, выполненное в японском стиле.

9. Ма (Ma). Пустота, пустое пространство, интервал пространства и времени. Ма означает не только вид пустого пространства, являющегося фоном, но она может служить центром композиции. Ма выражает энергию или ощущение движения внутри структуры.

10. Ёхаку-но би ( Yohaku-no-bi). (букв. красота дополнительного белого) Красота подразумеваемой, неустановленной или невысказанной части произведения искусства. Данный принцип близок к современному понятию "меньше значит больше». Он сосредотачивает внимание на том, что осталось вовне. Принцип соотносится с дзэнским идеалом ку (пустота) и мю (небытие). Таким образом, все предложенные дзэнские эстетические принципы соотносятся друг с другом, отчасти пересекаются и даже включают в себя друг друга.


Автор: Сергей Марков
Первая часть
Вторая часть

Из журнала  http://teahouse-nsk.livejournal.com/

  • 1
Любознательный человек, раз потратил свое время/жизнь на изучение чужой культуры. ))

Мне кажется, что это уже не чужая культура, а часть общемировой. Ведь эта эстетика распространилась по всему миру. И у нас прижилась. У нас многое чужое приживается.

А я с пеленок приобщалась к японской культуре. Во Владивостоке. А потом в Москве жили рядом с Музеем восточных культур. Просто, домашний был музей. Мы там дневали и ночевали.

Это когда он был по старому адресу? Я в него от м. Курская пешком ходила, тоже часто там бывала и курс лекций слушала как-то.

Наш дом стоял на Земляном валу, левее за ним была наша школа, а за школой - Музей. Когда во дворе школы хотели чинить трубы, раскопали землю, а там сплошные кости, черепа. Старинное кладбище. Мы же тогда не задумывались о закрытых церквях, но все же в душе осталось: кладбища нельзя вот так бросать. У тех, кто там лежит, есть потомки.

Как нравится:"Суровая надежность. Выдержанность, аскетизм, зрелость и почтенность"! Добавляю фото по теме, вчера сделала в метро, только с симметрией немного не попали:)

Это они к нам на танке?

Почему они? Это же наши танчики -- мы к себе возвращаемся, к нашим духовным истокам! Дуло направленное в лоб зрителя символизирует диалог поколений:) Искусство!

О!Я так глубоко не вникла. К духовным истокам на танках!

Гармония, мир, простота - да, вот и получается гениально.

  • 1