np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Керамика 60-70-х годов
np_morozova

Российская декоративная керамика 60-х - 90-х годов 20 века

Автор статьи Крамаренко Л.Г.     http://www.keramika.peterlife.ru/doc/ceramic-065.html


Ко второй половине 60-х - началу   70-х годов декоративная ке^-рамика вступает в активный период своего развития. Это время от-мечают в искусствоведении как "керамический бум".
Пафос отстаивания своих прав заканчивается, увлечение материалом, его декоративной палитрой стихает, формально-технические эксперименты с глиной и обжигом уходят из центра внимания художников. Вопросы ремесла решены, в исполнительской манере ценится главным образом самостоятельность, "авторская техника", индивидуальный почерк.
Керамика как вид искусства определяется в своей самоценности. Керамисты чувствуют себя творцами, способными созидать из первооснов материи - земли, воды, огня - свой мир, одухотворенный их фантазией, их чувствами и размышлениями. В керамике соединяется формотворческое и изобразительное начала, она становится синтетическим искусством, оперирующим как архитектурно-тектонически-ми. так и пластическими средствами, живописными и графическими. Появляются понятия "керамопластика" и "кераможивопись". Условность декоративного языка позволяет керамистам открывать новые аспекты реальности, углубиться в интеллектуальные и эмоциональные сферы человеческой личности.



Не отказывается декоративная керамика и от сосудоваяния. как наследия народного творчества, но сосуд становится уже не вместилищем жидкости, а "вместилищем пустоты", т.е. пространства. И именно в этом качестве он уподобляется архитектурному сооружению, дому. интерьеру, а то и земному шару. Пластика и пространство -основные образные средства декоративной керамики, однако полное абстрагирование формы от реального мира - не в российских традициях. Российским творцам ближе "очеловечивание" формы в виде фигуративных сосудов, антропоморфных композиций и даже иллюстративно-сюжетных мотивов. Таковы обцле тенденции российской декоративной керамики.

Период с конца 50-ых до начала 60-ых годов, отмеченный "оттепелью" в общественной жизни страны, характеризуется интенсивным
развитием и обновлением всех видов искусства. Принципиальные изменения происходят в архитектуре, главным направлением которой становится массовое жилищное строительство на индустриальной основе. что приводит к обновлению конструктивно-пластического языка зодчества.
Архитектура как базовое искусство ведет за собой стилистические изменения во всех сферах художественно-материальной культуры. Меняются художественные принципы интерьера, мебели, всего ансамбля жилой среды. В этой новой струе начинает активно развиваться декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть предметно-пространственной среды обитания человека.

Новые тенденции отчетливо проявились на знаменитой выставке "Искусство в быт", которая состоялась в 1961 г. в Манеже. Декоративно-прикладное искусство на этой выставке выступило в своем новом функциональном значении и современном стилистическом обличьи. На выставке активно заявили о себе художественные изделия из фарфора, стекла и керамики. Их отличала новизна формы, чистота, ясность, современность облика. Ушли обильная позолота и яркая роспись, никаких украшений и сложных деталей. Изделия просты по построению, функционально продуманны, ориентированы на современ-
ный быт. "Красота - в простом" - лозунг времени. Главное внимание уделяется форме сосуда, его пластике, силуэту, пропорциям. Декоративные изделия называют "малой архитектурой".

Наряду с традиционной фарфоровой и стеклянной посудой в бытовой обиход входят изделия из керамики. Приборы и сервизы из обожженной глины с поливой натурального цвета или росписью мягкими тонами ангобов, предназначенные для городского быта. сохраняют в основе связь с народными традициями формообразования. Но происходит принципиальное изменение. Как вид искусства керамика из сферы художественного ремесла переходит в разряд профессионального творчества художников-прикладников. Утверждается особая ценность ее декоративных качеств.

Художественные проявления керамики чрезвычайно многообразны, но одно важнейшее свойство является объединяющим- творческие искания в области пластики, колорита, эмоциональной выразительности непременно основьюаются на владении самим материалом. Эстетические концепции реализуются в керамике при условии практического владения автором техникой их воплощения. Мало того, эстетический эксперимент тесно связан с экспериментом техническим, Что сделано и как сделано - два неразрывных звена в цепи творческого процесса.

Начало 60-ых годов можно назвать периодом "апофеоза -материала". В керамических произведениях подчеркивается пластичность и фактурность глиняной массы, сохраняются следы обжига, используются потечные и кристаллические глазури. В изломах и трещинах демонстрируется внутренняя структура керамики. Наряду с традиционной гончарной техникой из мелкотертой глины стала широко использоваться "грубая керамика" - крупнозернистая каменная масса и шамот. "Грубая керамика" с ее особой утяжеленной пластикой резко контрастирует с гладкими поверхностями и геометрическим формами "современного стиля". На этом контрасте строится взаимодействие ее с архитектурой. Не менее важное качество - ручная выработка керамики. Ремесленная работа, сохраняющая след руки человека. усилие его трудового навыка, живой нерв рукоремесла противостоят механистичности индустриальной техники. Так декоративная керамика удовлетворяет человеческую потребность в живой одухотворенной вещи. вносит в стандартную обстановку живую ноту индивидуального творчества.

Среди художников, открывших керамику для профессионального творчества, прежде всего следует назвать ленинградца Владимира Ольшевского. Человек разностороннего дарования, склонный к новаторству. Ольшевский работал с керамикой в двух направлениях: он создавал керамические приборы бытового назначения и чисто декора
тивные изделия. Посуда Ольшевского из глины строго обтекаемой формы, покрытая глазурями естественных цветов, вполне отвечала "современному стилю", и ее тиражированные образцы широко вошли в быт советских людей. Наряду с этим он первый обратился к "грубой керамике" и создал целый ряд сосудов из каменной массы сугубо декоративного плана. Изделия Ольшевского отличались своеобразной формой, не повторяющей традиционные объемы практического назначения. В них керамика выступала как самостоятельная эстетическая субстанция. Это были первые шаги декоративной керамики в современном направлении.

С декоративной керамикой начинают работать Дмитрий и Людмила Шушкановы. Их произведения представляли собой вылепленные вручную большие сосуды и фигуры животных из шамота. Это - крупномасштабные изделия нарочито упрощенной формы, их пористая структура несла на себе следы ручной обработки. Подчеркнутая тяжеловесность, обобщенность формы создавали монументальный образ. Все вышеназванные качества керамических произведений подчеркнуто противостояли "коробочной" архитектуре тех лет.

Наряду с таким монументально-скульптурным направлением керамика не порывает с сосудоваянием, традиционным для народного творчества. Многочисленные вазы и вазочки, бутыли, чаши и блюда разных конфигураций, с росписью или украшенные поточной глазурью, занимают большое место на выставках и в салонах. Но их принципиально отличает от массовой продукции рукотворность. "игра с материалом". Художники редко используют гончарную технику, обычно сосуд решается как пластический мотив, предметная форма становится скульптурной. Роспись акварельной манеры дополняет декоративный эффект. Нередко сосуд уподобляется женской фигуре, одухотворяется
портретными чертами. Антропоморфноеть глиняного сосуда противостоит сухому геометризму индустриального стандарта. В таком плане работают многие художники-шестидесятники: Э.Гинстлинг. Г.Кретова. Л.Орлова, Т.Гусева, М.Рабинович. М.Тараев, В.Марков. В.Василь-ковский и другие

Следует заметить, что развитие керамики в России идет в струе общемирового художественного процесса. В послевоенные годы интерес к декоративной керамике пробуждается во всем мире, С конца 50-ых годов стали проводиться Международные выставки керамики. в которых с 1959 г. регулярно стали принимать участие и советские художники. На 4-ой Международной выставке в Женеве (1965 г.) ваза Шушкановых "Русская" была отмечена премией. Участие в международных выставках стимулировало развитие керамики в нашей стране.

Однако утверждение декоративных тенденций происходит не гладко. Они встречают запретительные меры со стороны официальных лиц и чиновников от искусства. Часто непонимание исходит и от живописцев, смотрящих на декоративно-прикладное искусство с позиций станкового изобразительного искусства. Неправильные пластичные формы сосудов объявляются формализмом, в потеках цветных глазурей чудится проникновение абстракционизма.

В ответ на страницах журнала "Декоративное искусство СССР" в выступлениях художников и критиков - М.Ладура, С.Бескинской, Н.Воронова и автора данной работы - утверждается своеобразие художественных средств декоративного искусства, отстаиваются принципы ассоциативно-образного мышления, разъясняется роль декоративного искусства в формировании жилой среды.

Другая дискуссионная проблема возникает в связи с отходом
художников декоративно-прикладного искусства от проектирования функциональных предметных изделий в сторону создания чисто декоративных форм. Эта проблема более серьезная и интересная.
возникают произведения программного характера, своего рода вещи-метафоры. В.Ольшевский запаивает горло вазы. чтобы подчеркнуть ее внеутилитарность. Б.Смирнов делает композицию из керамики и стекла "Пара чая", которую невозможно использовать в бытовых целях. Ю.Бяков создает стеклянную вазу-цилиндр без дна. стенки которой украшены гравировкой. Знаменем нового направления становится "Праздничный стол" Б.Смирнова (1967 г.) - большой ансамбль из цветного стекла гутной работы. Он не предназначен для утилитарного использования. Игровой характер ансамбля, обилие форм. яркость цвета, остроумное использование приемов народного стеклоделия создают образ ярмарочного веселья, народного гулянья. Произведение Б.Смирнова новаторское, дерзкое, вызывает большой ряд ассоциаций.
В том же направлении "образного декоративизма" следуют многие художники керамики, фарфора, стекла: Г.Антонова. С.Рязанова, А.Степанова. В Шевченко, С.Бескинская. В.Васильковский. К.Петров-Полярный. Шушкановы и другие. В ответ на метафоры-вещи, сочиненные художниками, появляются метафоры-термины, которыми оперируют искусствоведы: "чайник с запаянным носиком", "стакан без дна", "угощение сервизом".

Чтобы прояснить проблему, обобщить художественные явления журнал "Декоративное искусство СССР" открывает дискуссию "О красоте и пользе", в которой выступают ведущие критики и искусствоведы: К.Макаров. Н.Воронов. Н.Степанян. Ю.Герчук. К,Кантор и др.^ В ходе дискуссии авторы высказывают различные точки зрения на новое явление, высвечивают проблему в разных аспектах. Но все теоретики фиксируют общее направление: отход декоративного искусства от узко понятой утилитарности в сторону образно-духовной содержательности, развитие его пластического языка к синтезу с другими видами искусства, с пространственной средой.
Именно эти новые тенденции фокусируются в декоративной керамике.

В 60-70-е годы в СССР складывается несколько региональных направлений в керамике со своими принципами и традициями. Керамика Украины и Белоруссии основывается на традициях народного творчества. в керамике Грузии и Армении идентифицируются широкие пласты национальных культур. Художники прибалтийских республик реализуют в керамике свою склонность к формальному эксперименту и совершенству исполнения.

Ведущими в России становятся керамисты двух столиц, назовем их "московская школа" и "ленинградская школа". При общих основах, они идут в разных руслах и даже соперничают друг с другом.

В отмеченном разветвлении искусства декоративной керамики проявляется характерное для российской культуры двуединство московского и петербургского художественных направлений, первое из которых тяготеет к традициям и эмоционально-интуитивному творчеству, а второе стремится к более активному новаторству и рационально-аналитическому мышлению.

Тематические и формальные особенности московской керамики определились в основном на трех выставках "Московская керамика" (1974, 1984, 1989 гг.). На них выявились два главных направления: живописное и скульптурное. Их объединяют общность настроения и мировосприятия авторов, единая образная поэтика. Тематические пристрастия московских керамистов " интимный мир человеческих чувств, мир дома и семьи, поэтическое отношение к природе и жизни. Исконная связь керамического искусства с домашней средой позволяет находить этим темам адекватные решения. Изобразительное начало преобладает в арсенале московской керамики, но сюжет не выражается прямолинейно, иллюстративно, это обычно ассоциативный язык. недосказанно-многозначный, личностный, передающий душевные движения автора, разные оттенки настроения.

Такая лирическая струя свойственна творчеству художников. сформировавшихся в 60-е годы. Это Л.Орлова. И.Лясс. Е.Лукинова,
М.Фаворская. Н.Куприянова. Р.Цузмер, Д.Мухина. М.Макарова, В.Орехова, Н.Вяткина и многие другие.

Используя в основном традиционные формы блюд и ваз-крынок. авторы разыгрывают на них тонкие живописные этюды, посвященные природе, темам материнства и детства, поэзии и природе, музыке. символике сельского труда и времен года. Главные усилия направлены на композиционные моменты, умение вписать изображение в круг блюда, сочетать его с выпуклым объемом вазы, найти декоративный прием в изображении фигуры и портрета. Легкая импрессионистическая манера письма, тонко нюансированная колористическая гамма отличает керамические росписи. Душевные переживания, лирические настроения, легкая печаль и светлая радость, язык иносказаний сродни женской поэзии тех лет Беллы Ахмадулиной и Новеллы Матвеевой.
Следует подчеркнуть, что этот лирический жанр искусства резко выделялся на фоне изобразительного и монументального искусства своего времени, в котором преобладали официальные гражданские сюжеты. суровые краски, торжественная тональность.

Живописная керамика находит в этой системе свою струю, отвечающую потребностям человека в созерцательности и тишине, в интимном общении с искусством. Декоративные блюда, панно и вазы с
росписью пользуются не только благосклонным вниманием публики на выставках, но и широко входят в жилой интерьер в виде серийных и авторских изделий. Они становятся своего рода знаковой деталью обновления жилой среды, в них видится та рукотворная вещь. которая необходима для одушевления стандартной современной обстановки.
"Скульптурное направление" в московской керамике - более ори-гинальное. самобытное явление. Пользуясь конструктивными свойствами обожженой глины, художники строят целый мир - город, дом. комнату, населяют их живыми персонажами. Техника ручной лепки. акварельность росписи, позволяющие керамике сохранять тепла человеческой руки, придают одухотворенность этому миру, в котором архитектура. предметы, люди. животные существуют в единстве и гармонии. Художник как бы моделирует фрагмент бытия, создает свой "керамомир".

Подобная керамопластика характерна для творчества художников-семидесятников, среди них - И.Афанасьева. В.Малолетков, Т.Ган. А.Дулова. Н.Шмакова. И.Покаржевская. М.Юркова и многие другие.
Самым примечательным в их работах явилось активное взаимодействие пластики и пространства. Строя городской пейзаж или ин-терьерную композицию, керамист не замыкает пространство в рамках изображения, а выводит его непосредственно в реальное. Если в классических рельефах пространство заключено между двумя воображаемыми плоскостями, то в керамических оно развивается как в глубину. так и вовне. Скульптурные детали выходят в реальную среду, а глубинные прорывы уводят в "бесконечность", иллюзию которой часто создают блеск глазури или зеркало.

Такой принцип построения присущ в первую очередь декоративному искусству. В отличие от станкового реалистического искусства. которое строит собственное иллюзорное пространство в пределах изображения, заключенного в раму. декоративное искусство участвует в формировании реальной пространственной среды. В 70-е годы "пространственными исканиями" занимаются и другие виды искусства. особенно монументальное и. конечно, архитектура. И здесь керамика становится своего рода моделью, на которой оттачиваются формально-выразительные средства "больших" искусств.
Хотя керамика уже захватывает сферу изобразительного искусства, она не прерывает связи с предметной средой. Натюрмор
ты и интерьер. заполненный бытовыми вещами - излюбленный мотив московских керамистов.


В.Малолетков. "кресло с мандолиной" 1973

Отказавшись от утилитарных посудных форм, керамика делает предмет "темой" скульптурного натюрморта. Керамист как никто чувствует пластику вещи, ее конструктивную основу, характер каждого предмета. Поэтому в натюрмортах из керамики чайник, чашка, лампа, швейная машинка, старый утюг, окно с занавеской, табурет с примостившимся под ним котом или брошенной куклой одушевлены. психологически индивидуальны. Яркие примеры отношения к предметам как к живым существам - это "очеловеченные" кувшины Моисея Рабиновича и веселые подбоченившиеся чайники Натальи Богдановой, композиции игровые, ироничные, окрашенные теплым юмором.
Народная традиция одушевления бытового предмета в этих работах приобретает конкретно-изобразительный характер, метафорическое воплощение.

Многие художники трактуют традиционную гончарную форму сосуда в его первородном значении, как символическое единение земли,
воды и огня. Своеобразное решение получает эта тема. в частности. в творчестве Валерия Малолеткова. В его большой композиции "Индия" (1978 г.) керамические объемы с трещинами, рельефными и структурными изображениями зримо воплощают идею земли, на которой трудятся, пашут, томятся от жажды и зноя люди и животные- Декоративный сосуд часто переживается художниками как тема пробуждения. расцвета, преображения мертвой сухой формы - в органическую, живую. Подобные метаморфозы переживает керамический сосуд в творчестве Г.Кретовой. И.Покаржевской, Е.Захаровой.
Скульптурно-пространственные тенденции в московской керамике к 70-ым годам постепенно нарастают. В.Космачев. В.Семенова, С.Мальян, В.Петров. Л.Сошинская лепят глину энергично, сильно. внедряются в форму глубокими врезами и так же сильными всплесками используют глазури и эмали, которые горят как драгоценные камни. Их работа крупномасштабны и монументальны по характеру. Они широко развернуты в пространстве, энергично взаимодействуют с окружающей средой Особенно выделяются работы Людмилы Сошинской. которая обладает исключительным декоративно-пластическим даром. Она создает своеобразные составные керамические скульптуры, сложные архитек-турно-декоративные композиции, исполненные динамизма и экспрессии. Сошинскую увлекают и пространственные решения. Примечательна ее работа "Керамические окна", которыми оформлена гостиница в г.Пущино на Оке (1977 г.). Раскрашенные рельефы, изображающие окна и бытовые предметы на них, размещены на глухой кирпичной стене. они словно распахивают пространство, создают иллюзию простора, впускают пейзаж в интерьер здания.

К керамике обращаются и профессиональные скульпторы - Т.Соколова, А.Пологова. Г.Левицкая, С.Горяинов, которых привлекает в ней декоративность, раскованность пластического языка, щедрая гамма цвета. Можно сопоставить с керамикой и монументально-декоративные панно, в которых используются цветные включения и выход в пространство по принципу горельефа (например, работы И.Лавровой и И.Пчельникова. В.Васильцева и Э.Жареновой). Популярность керамики среди художников декоративной ориентации свидетельствует. что она развивается в русле основных художественных тенденций времени.


Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account