np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Керамика Гогена
np_morozova

"Автопортрет-кувшин" 1889г

Я читала, что Гоген занимался керамикой одно время и сделал несколько интересных вещей. Обычно приводят этот кувшин, иногда подписывают, что это кружка. Читала, что он хотел зарабатывать керамикой, потому что думал, что утилитарные вещи легче продать, чем картины. Но не тут-то было--его керамика тоже не продавалась. Потому что Гоген был художник настоящий, а не конъюктурщик, вкусы публики не совпадали с его вкусами. В этом автопортрете, которым он украсил свой кувшин, читается страдание, хорошо видно, что это именно портрет,а не декоративная головка человека, обобщенная и лишенная живого чувства. Заставляет задуматься, раздражает, мешает--понятно, что это особо не нравится.

.Статья про его керамику   на сайте "Русская майолика"  http://www.russian-mayolica.ru/page/paul-gauguin-ceramics/ :

"...Мы хотим остановиться на его керамике.
И хотя ее нельзя отделять от живописных работ Гогена, однако, его керамика в силу своей трехмерности, несет в себе протест Гогена еще более выразительно, чем его живопись.
Гоген считал современную цивилизацию болезнью общества, отрицал ее блага и во всю силу своего бунтарского темперамента боролся с миссионерскими влияниями в Полинезии, куда он переехал в 1891 году и где создал более 80 живописных полотен. Возвращение Гогена в Париж в августе 1893 году прошло не совсем так, как он рассчитывал: без фанфар, без возбужденных поклонников и без высоких продаж его картин. Несмотря на интерес к его работе, успех все еще ускользает от него. Его жена прекращает все связи с ним.

Бретонская ваза, созданная Гогеном в мастерской Эрнста Шапле.

В этот период он знакомится с величайшим керамистом своего времени Эрнестом Шапле, благодаря которому обучается глазурованию и который предоставляет Гогену свои печи для обжига керамики на улице Бломе в Монпарнасе.

"Овири--таитянская богиня смерти! 1894г.

Гоген предполагает, что его керамические работы будут пользоваться большим спросом, чем его живопись, но этому не суждено, увы, сбыться. Второй причиной его обращения к керамике стало знакомство еще в детстве с доколумбовой керамикой инков, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Именно в этот период он создает свой лучший керамический шедевр — «Овири».

Табакерка "Автопортрет"

Гоген был не одинок в своем керамическом творчестве. К концу XIX века произошло заметное перемешивание классического искусства с элементами ремесла. Но до подлинного демократизма во Франции XIX века было еще далеко. Поэтому в июне 1895 года Гоген отправляется на Таити, чтобы никогда больше не вернуться оттуда.

Ваза с изображением таитянских богов Хины и Тефатоу, 1894-1895гг.

Интересен момент социальной идентификации Гогена в среде аборигенов. В таитянском обществе социальное положение очень четко зависит от гендерной принадлежности и рода занятий. Гоген же не относился ни к мужчине-охотнику, ни к женщине-домохозяйке. Он социально занимал золотую середину между ними.

Это неоднозначное чувство гендерной идентичности реализовалось через бунтарский дух Гогена в его работе «Овири». Овири — таитянская богиня смерти — кровожадная и жестокая. В керамической скульптуре Гогена Овири попирает ногой убитую ею волчицу, а руками душит волчонка. Красная глазурь у левой ноги богини — кровь гибнущего волчонка и его матери. Гоген ассоциирует себя с Овири, на ее дикость и жестокость он проецирует свою чудовищность и разрушительную созидательность.

Могила Гогена с Овири у изголовья

Ее отвратительный облик, скрученный силуэт, гипертрофированно-большая голова являются как бы антитезой европейского искусства, его гармонии и «благодати». Овири стала по сути материальной реализацией протеста Гогена против европейского образа жизни, религии, культуры. Гоген просил на его могиле установить скульптуру Овири, что и было сделано в 1979 году.

"Ева" 1890г.

Вся керамика Гогена является протестной, отражающей душевные муки Гогена-художника и Гогена-человека. В автопортретных работах его лицо перекошено страданием. Предполагается, что автопортрет-кувшин стал результатом увиденной Гогеном в Париже казни на гильотине.

Луиза Шуффенекер

"Керамика  передает ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря  этому фигура становится более экспрессивной".
П. Гоген.

Гоген не использовал в своих керамических изысканиях гончарный круг,  его керамика была вылеплена руками и имела скульптурно-примитивный вид. Гоген-керамист, как и Гоген-живописец положил начало примитивизму в скульптуре, а Пабло Пикассо во многом продолжил керамические идеи Гогена. Тяга художника к примитивизму возникла как протест против ограничения свободы, накладываемого на человека европейским обществом, против восторга белого человека от своих «побед» над аборигенами. Воспеваемое им варварство туземцев, Гоген противопоставлял искоренению таитянской культуры колонизаторами.

Обычаи аборигенов явились для него открытием, направляющим к утраченной подлинности, которую он воспринимал как всеобщую, способную объединить все народы мира и приобщить их к великому искусству Запада, от Леонардо и Ван Эйка до Сезанна и Ван Гога."


Автопортрет


  • 1
Спасибо!
Новая для меня грань Гогена

Жаль, мало работ сохранилось.

А вам самой нравится Гоген? И картины, и в особенности про керамику интересно, вы же сами ею занимаетесь. Взяли бы в дом при гипотетической возможности что-нибудь из его творческого наследия, не в качестве наследства (вот дети продадут и разбогатеют!), а чтобы каждый день это видеть в повседневном быту?

Картины нравятся, недавно пересматривала их. Керамика, вообщем--потому что это Гоген и интересно, что он сделал. Нет, домой бы ее, пожалуй, не взяла да и места для нее тут нет. Картину бы повесила, у меня раньше висели репродукции(большие), в том числе и Гогена.

А что именно висело репродукциями, если не секрет?

Большие факсмильные репродукции продавались в магазине "Искусство" на Арбате, я часто туда заходила. Выбор был небольшой, покупала то, что приглянулось особенно--дороги по цене были. Любимой была репродукция с картины Петрова-Водкина "Черемуха в стакане", такого же размера, как в Третьяковке, долго висела над диваном. Его же натюрморт с яблоками на красном фоне, "Пейзаж в Овере после дождя" Ван Гога, "Пейзаж с павлинами" ГОгена и другие. И много маленьких, которые менялись.

"черемуза в стакане" - это где она на красной папке стоит? Мне казалось, я ее в "Русском музее" видала, а не в Третьяковке. Впрочем, запросто могу путать. Или у Петрова-Водкина больше черемухи? Как он кстати вам вспомнился, как раз черемуха зацветает:) Сразу захотелось проверить прогресс бутонов со вчерашнего дня:)

Я точно помню ее в Третьяковке. Может быть, есть варианты у художника, пытаюсь выяснить это.

Разве что вам самой интересно:) А так - момент не из требующих обязательного прояснения. Тем более, что картины время от времени переезжают, а я сама запросто путаю локации. Например, была уверена, что "Московский дворик" Поленова в Серпухове живет. Однако, "Старая мельница" оказалась:) То ли обменялись, то ли я по своему обыкновению все перепутала:)

Странно это--везде пишут, что она в Русском музее, а я тот день, как набрела на нее в Третьяковке, очень хорошо помню. Вы меня успокоили. Может, приезжала она к нам. В Русском музее я была всего 1-2 раза и плохо его знаю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account