np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Фарфор и его история (часть 1)
np_morozova

Несколько статей  о фарфоре написала в своем жж   mama_zima2013 в прошлом году еще. Я их скопировала и помещаю здесь--хорошая работа автором проделана--спасибо!

В  Википедии  написано : "Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.
Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина,кварца, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым)".
Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый.  Мягкий  фарфор  отличается  от  твердого  вовсе  не  твердостью,  а  тем,  что  у  него  больше  шансов  при  обжиге  деформироваться.  Он  больше  применяется  для  изготовления  художественных  изделия.
Твердый  фарфор   применяется  в  технике  (электроизоляторы)  и  в  домашнем  обиходе  (посуда).


Фарфор,  как  правило,  покрывают  глазурью.   Неглазурованный  фарфор   называют   БИСКВИТОМ.  Он   имеет  белую,  матовую  поверхность.


Фигурки  из  фарфора - бисквита.
Галерея   Дерби.


Джузеппе  Армани  "Сладкая  парочка".                   клуба  "Милые  моменты" -   Львенок.

. Бисквитная керамика пориста и легко впитывает воду; стекловидная керамика и костяной фарфор, впрочем, не пористы даже на стадии бисквита. Обжиг, применяемый для бисквита, вызывает необратимые химические и физические изменения, в результате чего получается более прочное и тяжёлое, хоть и пористое, изделие.
У него было несколько названий: фэн тзю (изящный китайский фарфор), паросский   бисквит, неглазурованныйфарфор.   Фарфоровые изделия из бисквита можно сравнить разве что с мраморами. Они отличаются от мраморов не только материалом, но и тиражированием. Каждое изделие из мрамора – единичное произведение. Фарфоровые фигурки могут повторяться много раз.
Доводят бисквит до готовности отделкой. Это может быть раскраска, это может быть наклейка деталей, которые невозможно отлить сразу, за один прием.   В Европе бисквит стал известен в середине 17 века. Французы делали бюсты и медальоны на фабриках в Серве, Менненси-Вилрой и Винсенн. На медальонах француза Десоч и немецкого художника Ромбриха красовались древние греки в лавровых венках. Популярность бисквита можно объяснить необычной поверхностью материала, которая как бы светится изнутри. Если можно так выразиться, сам материал обладает каким-то сверхъестественным обаянием.
Автор: Борис Рохленко
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-62847/

Декорирование   фарфора.
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и обжигается при высокой температуре до 1350 градусов.
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходя за тонкий слой глазури.

История.
Фарфор впервые был получен в 620 году в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

В  1696  году  15 -летний   Иоганн  Фридрих  Бёттгер   приезжает  в  Берлин  учиться  аптекарскому  делу.   Он  увлекается  алхимией -  опасным  в  те  времена  делом,   и   даже,  вроде  бы,   получает  немного  золота  по  рецепту  какого-то  грека.  Эти  слухи  дошли  до  короля  Пруссии   Фридриха  Первого.  Он  пригласил  молодого  человека   ко  двору.   Король  в  свою  очередь  увлекался   восточным  фарфором.   Его  жена   заняла  этим  фарфором  целую  комнату,  а  когда  места  не  осталось,  стала  вмуровывать  изделия  в  стены. Получился  Фарфоровый  кабинет.


Весь  кабинет  украшен  китайскими  вазами. Дворец   Шарлоттенбург   (Берлин).
http://www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3340.

Фридрих  Бёттгер  был  разумным  юношей,  он  решил  не  искушать  судьбу  и  сбежал  в   саксонский  город  Виттенберг.  Там  его  и  нашел  курфюрст   Август  -   сосед   короля  Фридриха  Первого.  Ему  тоже  было  нужно  золото.  Но  вместо  золота  Фридрих  Бёттгер   придумал  рецепт  фарфора,  подобного  китайскому.
Первая в мире «шарашка», то есть научное учреждение тюремного типа, была изобретена вовсе не при Сталине, а при любвеобильном Августе Сильном. Невынесенный приговор берлинскому беглецу Бётгеру звучал однозначно: золото или что-то равноценное. Его переводили из крепости в крепость, иногда смягчая режим заключения, иногда даже выпуская к людям.
Фридрих   сидел  в  заточении  в  лаборатории,  а  за  ним  присматривал   аристократ - ученый,   граф  Эренфрид  фон  Чирнхауз - математик,  владелец  стекольного  завода.   Они  подружились : мальчишка  и  аристократ.
Фридрих  Бёттгер  все  мечтал  получить  золото,  ему  казалось.  что  нужно  разогреть  тигель  до  более  высокой  температуры,  а  для  этого  нужна  была  другая  керамика.   Он  искал  разные  пропорции,  и  в  один  прекрасный  день   Чирнхауз   увидел  тигель,  очень  похожий   на  фарфоровый.  Так,  гонясь  за  золотом,  Бёттгер   получил  фарфор.  Его  назвали  "яшмовым"   или  красным  фарфором.  Фарфор  цвета  запекшейся  крови,  он  был  тверд  и  поддавался  шлифовке.  Однажды  им  попалась  на  глаза  глина,  которую  называли  "Шнорровской  землей".  Ее  залежи  находились  недалеко  от  Дрездена.  Смешивая   эту  глину,  алебастр,  полевой  шпат  и  кварц , Бёттгер  и  Чирнхауз   получили  белую  массу,  которая   по  составу  была  похожа  на   китайский  рецепт.
Бёттгеру  было  всего   26 - 27  лет,   а  граф  фон  Чирнхауз  вскоре  умер  от  дизентерии.  Курфюрст  Август  дал  указ  начать  производство  фарфора,  его   разместили  в  замке   Мейсен  на  Эльбе   под  большим  секретом.  Каждый  знал  только  свою  часть  производства,  а  секрет  смеси  знали  только  Бёттгер  и  два  его  заместителя. Освободили   Бёттгера  только  в  1714 году,  перестали  следить  за  ним,  но  в  1719  он  умер  от  отравления  парами  ртути  и  и  от  чрезмерного  употребления  алкоголя.  Так  начинался  Мейсенский  фарфор.


1681  -   1719.
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=4251.


Красный  "яшмовый  "  фарфор   или   беттгеровский   фарфор.


Мейсенский  фарфор   Беттгера.
Начальный  период.  1709  -  1719.


Супница.  Мейсенский   фарфор.  1900.                 Чашка  с  блюдцем.  1860.


Период   1774 -  1795.                                           Современные  изделия  и   старинные   мало  отличаются  друг  от
друга.   Все   технологические  процессы   аналогичны.


?

Log in

No account? Create an account