?

Log in

No account? Create an account

np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Боярыня Морозова в жизни и в живописи: история мятежной раскольницы
np_morozova
В. Суриков. *Боярыня Морозова*, фрагмент
В. Суриков. *Боярыня Морозова*, фрагмент
Снег выпал. Суриков вспомнился, он прекрасно писал снег. Импрессионисты снег почти не писали, наверно, мало его у них было. Снег воспели наши художники, они холода не боялись и всю красоту снега выразили.  Решила посмотреть на картины Сурикова с утра, встретилась эта статья. Оставлю здесь для себя, а то опять все забуду.
Отношение к Феодосии Морозовой и ее исторической роли довольно неоднозначное. Ее отречение от всех жизненных благ, которых у боярыни было немало, одни называют подвигом во имя веры, другие – фанатичным следованием религиозным канонам. Жизненный путь мятежной боярыни Морозовой, запечатленной Василием Суриковым на самом известном его полотне, закончился трагической гибелью. Кем же она была на самом деле – святой мученицей или одержимой?

В. Суриков. *Боярыня Морозова*, фрагмент

В. Суриков. *Боярыня Морозова*, фрагмент

После реформы Никона в XVII веке в церкви произошел раскол: староверы отказались принимать новшества. Вслед за протопопом Аввакумом они стали раскольниками и стоически терпели пытки и шли на смерть, но не отрекались от своих убеждений. По приказу царя Алексея Михайловича раскольников отправляли в ссылку, бросали в земляные тюрьмы – глубокие ямы, или в подвалы с крысами. Такая участь ждала и боярыню Морозову.

В. Суриков. Этюд к картине *Боярыня Морозова*

В. Суриков. Этюд к картине *Боярыня Морозова*

Феодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве – Соковнина), была верховной дворцовой боярыней. Ее отец состоял в родственных связях с женой царя Марией Ильиничной, поэтому Феодосия входила в число придворных. Ее муж Глеб Морозов также происходил из знатного рода, его старший брат Борис был очень богат. После смерти мужа и его брата все состояние перешло к Феодосии. Она жила в роскоши, в ее распоряжении было несколько усадеб и 8 тысяч крепостных. Она выезжала в карете, которую сопровождали сотни слуг.

В. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюды к картине
В. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюды к картине

Царь велел арестовать Феодосию, отобрав у нее имения и земли, и выслать из Москвы, если она не отречется от старой веры. Боярыня Морозова отказалась и сознательно обрекла себя на нищету, голод и верную смерть. Она скончалась в земляной тюрьме от полного истощения в 1675 г.

В. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюд к картине, 1886

В. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюд к картине, 1886

Василий Суриков изобразил тот момент, когда боярыню везли на дровнях по московским улицам. Художника восхищала женщина, которая восстала против официальной церкви и царской власти, и была настолько сильной, что никакие пытки не сломили ее воли.

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума. Миниатюра XIX века
Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума. Миниатюра XIX века

В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Реакция на картину была неоднозначной. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Только 3 человека тогда открыто выступили с позитивной оценкой работы: писатели Гаршин и Короленко и музыкальный критик Стасов. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».

И. Репин. *Портрет В. Сурикова*
И. Репин. *Портрет В. Сурикова*

Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». В конце концов прототипом героини ему послужила уральская старообрядка: «Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.

П. Оссовский. Фрагмент триптиха *Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова*

П. Оссовский. Фрагмент триптиха *Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова*

Суриков несколько отступил от исторической правды – он знал, что раскольницу везли связанной и обездвиженной, то в таком образе не было героизма и величия. Поэтому его боярыня Морозова сидит на соломе, воздев руку, сложенную двуперстным крестом – символом старообрядчества. Его героиня – воплощение лучших черт всего народа: готовности к самопожертвованию, стойкости и силы духа.

В. Суриков. *Боярыня Морозова*, 1884–1887
В. Суриков. *Боярыня Морозова*, 1884–1887
А 33 рисунка о жизни России, сделанных в 1872 году, подтверждают тот факт, что в XIX веке в окрестностях Москвы существовали церкви староверов.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/281015/26913/


  • 1
интересно!
знала все это, но позабыла

Вот и я тоже все забываю, теперь вспоминать стало проще с помощью компа.

Очень интересно.)

  • 1