np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Художник Алексей Степанов
np_morozova

А.Степанов "Волки"

Один из любимых моих художников, очень тонко чувствующий и видящий по-своему. Давно купила книгу о нем, но  многих  работ, которые я полюбила у Степанова по этому альбому,  в интернете не нашла почти.  Сначала  взяла подборку его картин из хорошего, но заброшенного автором журнала  http://pogonin-sv.livejournal.com/121047.html  Там он представлен, как анималист. Но кроме животных  Степанов писал пейзажи, жанровые сцены, хотя больше всего любил писать животных. Добавила кое-что из интернета и с сайта,  где очень полно о художнике дана информация  http://alexey-stepanov.ru/

Алексей Степанович Степанов - один из замечательных русских пейзажистов и анималистов конца 19-го и начала 20-го веков, близкий друг Чехова, Нестерова, Серова, Левитана, человек чистой души, доброго сердца и необычайной скромности. Но именно эта скромность привела к тому, что сейчас имя Степанова находится в тени его более именитых собратьев. Во многих справочниках и энциклопедиях его имя попросту отсутствует. Надеемся, наша работа поможет исправить это положение, и откроет для вас этого прекрасного художника и не менее прекрасного человека.

В большом мемориальном материале, связанном с Нестеровым, Серовым, Левитаном, Чеховым и многими другими современниками Степанова, об этом тонком, обаятельном художнике встречаются лишь случайные упоминания. И в то же время слава художника, идущая сама по себе, вне литературных признаний, глубоко им заслужена. В последние годы в изучении наследия Степанова наступил перелом. Друзья художника - М.В.Нестеров, В.Н.Бакшеев, В.К.Бялыницкий - Бируля и особенно его ученики - П.Д.Корин, С.В.Герасимов, Б.Н.Яковов, А.П.Панфилов, В.А.Филиппов, М.А.Добров и другие - в устных и письменных рассказах с любовью вспоминают о нем и с необычайной теплотой воссоздают образ этого замечательного художника и человека. Все возрастающее внимание к А.С.Степанову следует, как нам кажется, объяснить непрестанно растущим в художественной практике наших дней стремлением возродить изначальную свежесть, искренность, правду искусства при полном осознании невозможности для нового времени старых дорог.

"Журавли летят"

"Лоси у стога сена" Наверно, самая известная его картина.

Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858 года в Симферополе, в семье офицера, участника Севастопольской обороны. В том же году умерла его мать, а пять лет спустя умер отец.
Опекун мальчика, генерал Мельгунов, увез его в Москву и поместил в Разумовский филиал Николаевского сиротского института. Замкнутый и скромный, Степанов мало рассказывал о своем сиротливом детстве, но всегда хорошо отзывался и об институте и о своем опекуне. Учился Степанов сначала в Первой мужской гимназии, затем в гимназических классах константиновского Межевого института, куда генерал Мельгунов перевел мальчика, заметив у него способности к рисованию. Черчение, хорошо поставленное в училище, могло, по его мнению, в какой-то мере удовлетворить возраставшую страсть мальчика к рисованию. По рассказам художника, опекун считал необходимым дать ему прежде всего общее образование и конкретную практическую специальность, которая дала бы в будущем верный кусок хлеба. Труд художника казался ему неверным, необеспечивающим, а в Межевом институте вместе с черчением преподавались и рисование и съемки местностей. Таким образом, Степанов к моменту совершеннолетия должен был получить некоторую подготовку и к деятельности художника. Межевой институт Степанов окончил в 1879 году со званием землемера. Ему минул двадцать один год. В совершеннолетие он получил небольшое наследство отца, сохраненное для него  Мельгуновым.

Теперь он был свободен в выборе жизненного пути. Но только через год, в 1880 году, и сначала только вольнослушателем Степанов поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, в класс И.М.Прянишникова, и начал заниматься рисунком под руководством Е.С.Сорокина. Первые страницы биографии Степанова подлинно "белые" страницы. Мы можем только догадываться о тех или иных его побуждениях и о тех или иных воздействиях на него окружающей среды.

Картинки по запросу степанов живопись

Картинки по запросу степанов живопись

Ранняя весна. 1900-1910

Уехали. 1914

Глухая провинция. 1900-е

Зимой. 1900-1910

Ближе всех к Степанову в его молодые годы был Левитан. Возможно, безрадостное начало жизни обоих дало толчок к первому сближению. А дальше их душевную близость укрепили общие интересы, общие взгляды на искусство, страстная любовь к природе, тонкое ее понимание. После окончания Училища оба они поселились в дешевых номерах на Тверской, носивших громкое название "Англия". Жили крайне скромно, нуждались материально, но пребывали всегда в творческом кипении. Вместе ездили они на этюды, работали над общей натурой, по праздникам ходили в музеи, "натощак начинали день, мечтали о нежно любимой природе".

Картинки по запросу степанов живопись

И.Левитан Этюд Плеса

Оба были охотниками и страстными Путешественниками. Нестеров рассказывает, как Степанов, Хруслов и некоторые другие художники задумали проехать на косной по Волге; он повстречал их по пути в Казань. На высокой горе большого волжского села Услон они провели чудесные часы, говоря об искусстве, мечтая о счастье в жизни. В 1886 - 1887 годах Степанов, Левитан и Кувшинникова вместе прожили два лета в Саввинской слободе под Звенигородом. В 1888 году все трое сели в Рязани на пароход и спустились по Оке до Нижнего; в Нижнем пересели на волжский пароход и поднялись по Волге до Плёса. В Плёсе остановились.

Степанов А.С.. И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова на этюдах. 1887

И.И.Левитан и С.П. Кувшинникова на этюдах. 1887г.

Картинки по запросу степанов живопись

И.И.Левитан и С.П.Кувшинникова 1887

В Саввинской слободе и в Плёсе Степанова, кажется, больше всего занимали жившие с ним люди - такие близкие и вместе с тем бесконечно далекие, занятые только самими собой, - Левитан и Кувшинникова. Сохранились этюды Степанова: "Левитан и Кувшинникова, идущие по дорожке" (1887) и "Левитан и Кувшинникова на этюдах" (оба в Париже, в частном собрании). К 1889 году, когда Степанов в последний раз побывал в Плёсе вместе с Левитаном и Кувшинниковой, относятся еще два этюда: "Левитан и Кувшинникова на берегу реки" и "По Волге на охоту" (бывшее собрание С.П.Кувшинниковой). Все эти этюды известны только по фотографиям. Поэтому мы не можем судить об их колорите. Можно только отметить живо схваченное движение и позы фигур, яркий солнечный свет в этюде 1887 года и свежесть письма, сохраняющего непосредственность и цельность живописного наброска.
Алексей Степанов

Степанов Алексей Степанович  1858 - 1923


  • 1
Спасибо за прекрасную подборку картин. Замечательный художник. Особенно понравились все коровы и все волки.

Да, волки и коровы у него очень живые. А я люблю картины, где едет кто-то на лошади с телегой, везде очень хорошо он передает движение. Если долго смотришь на такую картину, так и кажется, сто колеса крутятся и телега едет...

Есть еще картина, ранее не известная и не выставлявшаяся нигде так как находилась в личном архиве долгое время. Небольшая работа на которой изображена танцующая испанка, в черном наряде с красивой розой в волосах. Если интересно, можете мне написать на личную почту, я пришлю фото. allakuznecova@mail.ru В подлинности работы не может быть сомнений. Вообще хотелось бы найти родственников художника. В интернете нет информации к сожалению.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account