np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
КЕРАМИКА МОДЕРНА
np_morozova

Стиль «Модерн» называется в разных странах по разному — во Франции это Ар-Нуво (Art nouveau), в США — Тиффани (Tiffany), в Германии — Югендштиль (Jugendstil), в Австрии — Сецессион (Secessions), в Италии — Либерти (Liberty), в Швейцарии Еловый стиль (Style Sapin). Главным признаком стиля является отказ от жесткой геометричности форм и силуэтов, активное использование растительных мотивов и максимальное приближение к естественным природным линиям.



Интерес стиля Модерн в его стремлении синтезировать в себе все окружение человека — от архитектуры до бытовых вещей, элементов интерьера и моды. Следствием этого стремления стало развитие прикладного искусства и ремесел. Это привело к образованию огромного числа новых мастерских и ассоциаций ремесленников, работающих в стиле Модерн в конце XIX начале XX веков и к демократизации и смешению «чистого» искусства с прикладным, когда живописцы и скульпторы реализовывалисвои идеи в ремесленном материале наравне с холстом и мрамором. Точка нашего интереса — это керамика. Поэтому мы расскажем о керамистах и предприятиях, работавших в стиле Модерн и внесших наибольший вклад в украшение окружающего нас мира.

Керамика модерна, керамические панно,  модерн в интерьере, арт-нуво, сецессион, югендстиль, огюст делаэрш. Вазы мастерской Огюста ДелаэршаСтиль «Модерн» называется в разных странах по разному — во Франции это Ар-Нуво (Art nouveau), в США — Тиффани (Tiffany), в Германии — Югендштиль (Jugendstil), в Австрии — Сецессион (Secessions), в Италии — Либерти (Liberty), в Швейцарии Еловый стиль (Style Sapin). Главным признаком стиля является отказ от жесткой геометричности форм и силуэтов, активное использование растительных мотивов и максимальное приближение к естественным природным линиям.


Интерес стиля Модерн в его стремлении синтезировать в себе все окружение человека — от архитектуры до бытовых вещей, элементов интерьера и моды. Следствием этого стремления стало развитие прикладного искусства и ремесел. Это привело к образованию огромного числа новых мастерских и ассоциаций ремесленников, работающих в стиле Модерн в конце XIX начале XX веков и к демократизации и смешению «чистого» искусства с прикладным, когда живописцы и скульпторы реализовывали свои идеи в ремесленном материале наравне с холстом и мрамором. Точка нашего интереса — это керамика. Поэтому мы расскажем о керамистах и предприятиях, работавших в стиле Модерн и внесших наибольший вклад в украшение окружающего нас мира.









Александр Биго. Панно на площади Теодора Моно. Художник Александр Шарпантье
Вазы мастерской Огюста Делаэрша

Первое имя, которое непременно стоит упомянуть — это Огюст Делаэрш.
Огюст Делаэрш (1857-1940) — французский керамист, экспериментатор, разработчик глазурей. Вдохновленный японской керамикой, начал экспериментировать с температурными режимами, в следствие чего получил необычайно широкую гамму оттенков глазурей и градаций цвета в них.
Как и Эрнест Шапле, чью мастерскую на улице Бломе в Париже он приобрел в 1887 году, Делаэрш является сторонником лаконичности форм керамики в пользу богатства глазурей на ней.
Тройной сет работы Огюста Делаэрша
Второе имя принадлежит Клеману Массье (1845-1917), который одним из первых французских керамистов исследовал эстетический потенциал люстрирования глазурей в 1887 году при сотрудничестве с художником Люсьеном Леви-Дюрмэром.
Ваза мастерской Клемана Массье
Леви-Дюрмэр коллекционировал старинную испано-мавританскую керамику, украшенную радужными глазурями с использованием техники восстановительного обжига и восстановлением металлов из оксидов меди, серебра и золота.

Клеман Массье продолжал развивать эту технику и после отъезда Леви-Дюрмэра и создал множество шедевров с богатым рисунком и разнообразными формами, являющихся превосходным примером стиля модерн в керамике.
Керамическая люстрированная ваза мастерской Клемана Массье работы Леви-Дюрмэра
Керамическая ваза Теда Сикорски


Совершенно изумительные образцы модерна в керамике создавались на предприятии Жолнаи в городе Печ в Венгрии (Австро-Венгерская империя), особенно в период работы там художника Теда Сикорски.
Тад Сикорски — муж Юлии Жолнаи (дочь владельца предприятия Вилмоша Жолнаи), работал на фабрике с 1883 года, и с его именем связаны многочисленные керамические изделия высокой художественной ценности в стиле модерн.

На предприятии была разработана техника редуцированного люстрина, получившая название эозин (eos — утренняя заря), давший сочную красную и розовую, металлизированную зелеными люстрами керамическую глазурь. Именно эта техника сделала предприятие всемирно известным и положила начало стилю сецессион в Австрии. О керамике Жолнаи вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Уникальная керамика Жолнаи».

Фонтан с керамическими
декорами мануфактуры Жолнаи

Необыкновенно интересны работы завода «Амфора», существовавшего до 1945 года в местечке Тюрн-Теплице в Богемии (относился в этот период к Австро-Венгрии).
Керамический подсвечник
завода "Амфора"

Предприятие было основано в 1881 году Риейснером, Штельмахером и Кесселем и получило мгновенный успех из-за широчайшего ассортимента продукции, включавшего в себя фаянсовую посуду, майоликовые картины и керамические элементы интерьера.
Керамические вазы
завода "Амфора"

По мнению многих специалистов работы предприятия являются эталоном стиля модерн и демонстрируют величайший уровень мастерства и детализации, что довольно редко встречается в керамике. Предприятие прекратило свое существование после его национализации в 1945 году.

Немало керамических работ в стиле Югендстиль (немецкий модерн) представлено Берлинской Королевской мануфактурой, особенно в период работы там Адольфа Амберга и Теодора Шмуза-Баудисса.
Ваза Берлинской Королевской мануфактуры, Юнгендстиль
Шмуз-Баудисс уделяет большое внимание единству формы и декора. Характерные его творчеству простые и строгие формы сосудов, дополняются оригинально оформленными ручками или накладными декорами, имеющими формы природных мотивов.
Первоначально на его творчество оказали влияние стилистика фарфоровых заводов Роял Копенгаген и Бинг и Грендаль. Однако он быстро находит собственный стиль в дизайне, характеризующийся яркими цветами и стилизованными растительными орнаментами.

Шмуз-Баудисс предпочитает технику подглазурной росписи, которую обогащает собственным методом сграффито (итал.sgraffito или graffito, буквально — выцарапанный) — прорезание керамики до нужного цветового слоя.

Необыкновенной красотой отличаются фарфоровые изделия в стиле модерн фабрики Рёстранд, разработанные художниками Альфом Уолландером, Карлом Линдстремом, Альготом Эрикссоном и другими в 1900-1910 годах.
Вазы фабрики Рёстранда,
1900-1910

Прекрасна архитектурная керамика Антонио Гауди в Барселоне, который является олицетворением испанского модерна, называемым там «модернизмо», и о котором мы пишем в нашей статье «Антонио Гауди — поэт каталонского модерна».

Огромное значение для русского модерна имела работа керамического предприятия С. И. Мамонтова керамический завод «Абрамцево», описанный нами в нашей статье«Керамическая мастерская «Абрамцево» феномен русской культуры».

Крупнейший вклад в керамическое искусство модерна без сомнения принадлежит предприятию Александра Биго (1862-1927), реализовавшего замыслы множества художников эпохи модерна — Жюля Лавиротта, Гектора Гимара, Луи Мажореля, Анри Соважа, Огюста Перре и других.
Изразцовый камин на вилле Мажорель производства Александра Биго
Фасадная майолика
Александра Биго
Его предприятие на Рю-де-Птит-Экюри в Париже специализировалось на архитектурных керамических формах и на нем было создано множество изразцовых печей и каминов в стиле Ар-Нуво, керамических панно, совершенно изумительных декоративных фризов для зданий в разных городах Франции. Его работы можно смело считать олицетворением модерна в интерьере и архитектуре Франции.
Одним из первых зданий в стиле модерн была вилла Мажорель в Нанси, построенная архитектором Анри Соважем, сохранившаяся до наших дней и имеющая в своем интерьере изразцовый камин, сделанный на предприятии Александра Биго.

К сожалению, предприятие прекратило свое существование в 1914 году, одновременно с началом первой мировой войны, разрушившей мечты людей о гармонии жизни, олицетворением которой являлся стиль Модерн.
Керамические панно в стиле арт-нуво производства Александра Биго
Изразцы в стиле модерн, создаваемые в нашей мастерской вы можете посмотреть на этой странице.

Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.
Статья с сайта http://www.russian-mayolica.ru/page/modern-ceramics/






Штельмахер & Кессел. Завод Амфора. Фарфоровая ваза с инкрустацией. 1880-1920 годы




?

Log in

No account? Create an account