np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Фабрика керамики Solimene в Вьетри-суль-Маре
np_morozova

Рассказ керамистки    http://www.livemaster.ru/niboqua                                                                                                                                                                                                                             На "Ярмарке мастеров"   http://www.livemaster.ru/topic/1231923-fabrika-keramiki-solimene-v-vetri-sul-mare

"Сегодня я вам хочу рассказать про юг Италии. Там, видите ли, есть маленький приморский городок — Вьетри-суль-Маре, красивый "сам собой", который известен традициями керамического производства, ведущего отсчёт аж с 15-го века. Я туда стремилась несколько лет подряд, но никак не складывалось. Вьетри-суль-Маре находится совсем рядом с портом Салерно и с автострады туда ведут около 6 км плотных пробок. Пару раз я возвращалась с полпути, но недавно мне повезло — в мае туристов ещё мало, и дорога  (узенький серпантин) поздним вечером оказалась практически свободной.

Сам этот уютный городок к югу от Амальфитанского побережья вполне достоин отдельного фоторепортажа. Он, кстати, в 1997 был объявлен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. Но мне нужно было конкректное место, о котором я много слышала и читала — фабрика Solimene. Проснувшись рано утром от крика чаек (скандальные оказались птички) в полупустой гостинице, я тут же побежала пытать персонал про Солимене. "Топайте наверх, мимо не пройдёте!" — ответили мне.

Действительно это необычное, по меткому выражению Маяковского "выходящее из ряда вон" здание видно было издалека.

Мы с мужем дружно потопали наверх по майскому солнышку, подгоняя разбегающихся детей.

Перед фабрикой располагалась небольшая площадь с фонтаном и скамеечками, украшенная мозаикой из кусочков керамической плитки в едином с фабрикой стиле. На лавочке кучкой сидели чистенькие и внимательные старички, оживлённо беседуя на совершенно непроизносимом и непонятном неаполитанском диалекте.

И, наконец, желанное здание - детище керамиста Винченцо Солимене и архитектора Паоло Солери, рождённое в 1953 году - оказывается прямо перед нами. Идея Солимене - построить современное индустриальное производство, сохраняющее характер художественного промысла, обрела воплощение в проекте Солери, выполненном в духе органической архитектуры.

Вы когда-нибудь слышали термин "архология"? В нём присутствуют два слова — "архитектура" и "экология". Архология призывает не совершать насилие над природой путём постройки "инородных" зданий, а аккуратно вписывать строительные объекты в природный контекст, находя оптимальный баланс между техничностью и экологичностью строительства.

Не самая популярная точка зрения в любые времена. Возможно поэтому большая часть органических проектов Солери так и остались "бумажными". Один из немногих воплощенных, и единственный в Италии — вот эта фабрика.

Мне кажется, чисто технически тут нет каких-то неслыханных архитектурных приемов и невиданных конструкций. Проект получился инновативным в целом, благодаря его идее и общему подходу к строительству. И, по-моему, он прекрасно отражает предназначение этого здания — керамическое производство, открытое конечному потребителю, привлекая к зданию внимание, но одновременно не вырывая его из природного и исторического контекста.

Из круглых иллюминаторов нас весело приветствовали поднятыми руками крупные скульптурные формы.

Мы надолго зависли, рассматривая "вмурованные" в стену тарелки (и не только) с майоликовой росписью, выполненные в разных стилях.

"Вот так мы умеем! А ещё так, сяк и эдак," — как бы намекает нам эта стена.

Традиционные цвета глазурей и мотивы росписи соседствуют здесь с менее традиционными, авторскими работами.

Вот тут птички очень приятные. Они мне напоминают майолики Витербо предренессансного периода.

Под ногами мозаика из осколков бракованной керамической плитки, судя по всему 60-ых годов прошлого века.

Яркая и весёлая.

На традициооную для этого места морскую тему.

Мой сын везде спрашивал про изображения или фигурки акул, которых он нежно любит. "Да нет тут у нас особо никаких акул в море, вот мы их и не делаем. Здесь только те морские жители, которых можно встретить у наших берегов," — отвечали ему местные керамисты.

И, конечно, здесь много открытых стеклянных поверхностей, служащих витриной для изделий фабрики. Огромные вазы в форме клубка и русалка в рост человека настойчиво приглашают войти внутрь.

Представляю себе размер печи, где её (русалку) обжигали, и потихоньку начинаю завидовать.

Здесь множество окон. Они щедро пропускают лучи солнечного света внутрь здания, где на глазах изумлённых посетителей, день за днём кипит нормальная работа керамического производства.

В потолке тоже имеются отверствия.

Фабрика Solimene принадлежит уже четвёртому поколению потомственных керамистов. Её основателем считается прадедушка Винченцо Солимене (1876-1958), гончар по прозванию "cupaiolo". Прозвание это он заработал тем, что невероятно быстро работал на гончарном круге, подмастерья только успевали подавать глину и срезать готовые изделия. Он как раз и задумал создать такую фабрику, где...

Открытую фабрику, где конечный потребитель и/или заказчик могут наблюдать в деталях весь производственный процесс, присутствовать при создании керамических изделий, а также участвовать в разработке собственных заказов от эскиза до воплощения.

Здесь также проводятся обучающие курсы для молодых керамистов и художников, занимающихся майоликовой росписью.

И тут же повсеместно стоят, громоздятся, присутствуют, напирают и притягивают взгляд  бесконечные стопки майоликовой посуды, которую можно выбрать и тут же купить.

Здесь никто не подойдёт к вам, чтобы предложить свою помощь или навязчиво прорекламировать товар. Вы сами будете ходить вдоль столов, выбирать нужное, а потом поймаете на бегу одну из присутствующих в зале женщин в рабочей одеже. Тогда, ненадолго оторвавшись от работы, она завернёт вам тарелку / миску / чашку или что-то ещё и даст сдачу.

Вдоволь насмотревшись на споро и ловко работающих профессионалов (любимое развлечение зевак всех времен и народов), мы двинулись в задние комнаты с более интересными авторскими работами прошлых лет.

"Мам, сфотографируй осла/лошдаку/русалку/круглую вазу с хвостом! Смотри, какая красивая!" — возбуждённо командовали дети.

Все эти работы тоже можно купить, было бы желание и средства.

Меня, конечно же, тянуло через узкие тёмные коридоры в "святая святых" — к печам. Но туда не пускали, я же не оптовый заказчик.

Поэтому пришлось удовлетвориться фотографированием наиболее понравившегося или привлекшего внимание.

Вот эти милые, очень характерные ребята стояли вдоль лестницы, ведущей на второй этаж.

Тоже полный неожиданностей.

Керамическое население фабрики активно общалось с нами — дразнилось, высовывая язык, и сдавалось, подняв вверх руки.

Стайки бойких рыб встречались повсеместно.

И на десерт — вот вам монументальная колонна с русалками.

На самом деле, сегодняшняя продукция фабрики Солимене меня не особенно впечатлила. Она ничем не отличается от того, что выставлено в витринах других керамических магазинов, коих в городке великое множество. Зато какое здание и общий концепт!

Боюсь только, недолго ему осталось радовать глаз на расстоянии. Потому что пока мы бродили вокруг, охая и ахая, рабочие резво возводили перед зданием фабрики уродскую бетонную стену. Мы пытались расспросить их о том, что это будет и кто заказал этот ужасный ужас, но ответа так и не получили. Они были не особенно разговорчивы. Так что, если вы хотите увидеть Солимене в первозданном виде, вам стоит поторопиться."

Да и мне что-то изделия показались скучными и безвкусными. Но я таких тоже много вижу на сайтах западных художников и в их магазинах. Грубовато, но многим именно это нравится, хорошо смотрится в саду, на веранде.

  • 1
И функция радости.
Некий налёт чудачества (непривычность глазу маловидевшего, понимаю...) и поэтому явной самостоятельности в поступках - это класс! И школа практики по выдумыванию, с учётом влияния рынка. "Русалки" в рост, стайки рыбок...
Но, надеюсь, в стандартах есть "рука" личности мастера.
Или это "фордовский конвеер"?

Насколько успел заметить - керамика не может быть одинаковой в принципе.
Как там, на ваш взгляд, печь или имя мастера вносит изменения в традицию?

Тут в изделиях видна и ручная лепка, и отливки с форм--вся посуда, например. Собственно процесс изготовления не показан, но мне кажется, есть художники и исполнители. Все таки определенный стиль виден. Может, художник приблизительно дает общее направление, а расписчики уж валяют, внося свои коррективы.
Чашки, тарелки ведь одинаковые? На заводах отработаны технологии. И то там много брака. А в художественной керамике нет брака--он там называется "эффектом". Печь вносит изменения в работы. А в традицию--не знаю. Традиции, это по-моему одно, а другое--художество-- идет параллельно. Иногда встречаются.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account