np_morozova


Керамика, всякая красота и жизнь вокруг

Журнал художника-керамиста


Previous Entry Share Next Entry
Тайна "жертвенной красоты"
np_morozova

           

Фарфор с красной глазурью («цвета бычьей крови»), «жертвенная красота», отличается от других стилей керамики необыкновенно интенсивными оттенками красного цвета, который в традиционной китайской культуре олицетворяют радость, счастье, благополучие. Комбинация формы и значения сделала фарфор чрезвычайно популярным.

Среди производителей фарфора бытует высказывание: «Если вы хотите разориться, приобретите фарфор с красной глазурью». Дело в том, что создание такого фарфора - непростое и дорогостоящее мастерство, для которого нужна ценная краска и владение сложной техникой росписи. При обжиге температура и контроль времени также имеют существенное значение. Глазурь не должна изменить цвет или сломаться.

Согласно легенде фарфор «цвета бычьей крови» явился случайно. В годы правления династии Тан в Чанша (провинция Хунань) при производстве фарфора широко использовали бронзу для того, чтобы фарфор приобрел зеленый цвет. Так и было обнаружено, что при различных температурах во время обжига некоторые изделия получались с красным оттенком.

Технику стали улучшать и в годы Сун в печах Цзюнь в провинции Хэнань (на сегодняшний день обнаружено более чем 100 участков расположения печей) уже производили фарфор с красной глазурью. Но навыки мастеров ещё не были настолько совершенны (в смысле получение монохромной глазури), и красный цвет присутствовал в глазури вместе с другими цветами.

В годы династии Юань (1271-1368) мастера Цзиндэчжэня (городской округ в провинции Цзянси), известном как столица китайской керамики, подошли к делу целенаправленно, чтобы получить фарфор красного цвета. При минском императоре Юн-лэ (Чжу Ди) красный цвет фарфора стал более насыщенным и блестящим, а окончательно усовершенствован при императоре-художнике Чжу Чжаньцзи. Название фарфора «Цзихун», известное в те времена, означает, что фарфоровые изделия использовались в качестве церемониальных предметов в течение всей поры правления Чжу Чжаньцзи.

Фарфор Цзихун, изготовленный в Цзиндэчжэне и предназначенный исключительно для церемоний, превзошел сам себя по цвету и блеску. Для насыщенного сияния в краску добавляли коралл, агат, нефрит, жемчуг, золото.

В одной легенде рассказывается, почему фарфор цзихун назвали «жертвенная краснота». Император Сюань-цзун династии Мин (1368-1644) выпустил указ, согласно которому в печах Цзиндэчжэня был произведен такой фарфор, который должен порадовать солнечное божество, когда император исполнит жертвенные церемонии. После многочисленных попыток мастера так и не смогли добиться результата, который удовлетворил бы императора, за что были приговорены к публичному избиению и брошены в тюрьму. Через некоторое время мастеров отпустили с условием: казнь в том случае, если им так и не удастся произвести то, что желает император.

Цуйлань, дочь одного пожилого мастера, расстроившись из-за участи постигшей отца, в отчаянии бросилась в горящую печь. Когда через два дня рабочие открыли печь, они обнаружили, что весь фарфор был покрыт цветом крови. Люди решили, что кровь Цуйлань окрасила фарфор, и назвали его «жертвенная краснота».

Таинственная формула

Следующие императоры также требовали «Цзихун», но мастерам не всегда удавалось достичь нужного результата. Очень немногие удачные образцы, чистая классика фарфора Цзихун сохраняются в наше время в музеях мира.

Многие поколения мастеров в Цзиндэчжэне пытались произвести фарфор Цзихун, но успеха так и не добились. Единственным адептом продукции был император. Соответственно существовали невероятно высокие стандарты для качества фарфора. Уже произведенный фарфор подвергался строжайшему отбору. Работы, которые не заинтересовывали по тем или иным признакам, ломали и хоронили. Никто, кроме императора, не имел права пользоваться продукцией.

В 1982 году археологи обнаружили древнюю императорскую печь, в которой находились некоторые куски красного фарфора, очевидно поломанные преднамеренно. В ходе тщательной экспертизы не обнаружили очевидных дефектов, напротив, некоторые фрагменты были настолько высокопрофессиональные и не утратили своего блеска даже по истечении не одной сотни лет.

Западные ученые в 19 веке исследовали химические компоненты фарфора Цзихун, но попытки воспроизвести подобный фарфор не увенчались успехом.

В 1950-х в городе Цзиндэчжэнь основали центр для исследования и производства многих высококачественных типов фарфора, в том числе и фарфора Цзихун.

Несмотря на то, что фарфоровой промышленности в Цзиндэчжэне уже тысяча лет, формула «жертвенная красота» остается тайной, которую передают по наследству в пределах немногих семей.

После бесчисленных тестирований исследователям в Цзиндэчжэне, наконец, удалось получить некоторые образцы фарфора Цзихун, которые оказались столь же красивыми, как и фарфор династии Цин. Фарфор изготовили в традиционных печах, и 35 тон древесины было сожжено, прежде чем таинственная формула была восстановлена.

Во время экспериментов исследователи узнали, почему фарфоровые изделия не были выше 40 см. Красный цвет мог быть получен только при определенной температуре, и разница даже в пять градусов вносила существенные изменения. В традиционных печах температура колебалась в пределах десяти градусов для каждого метра.

Мастера Цзиндэчжэня изготовили три вазы высотой 62 см с красивой краснотой под глазурью, которые были подарены японским и турецким правительственным делегациям.

Другой фарфор подглазурного расписывания, противостоящий при обжиге очень высоким температурам, произвели недавно в провинции Хунань. Его цвет и качество не уступает фарфору Цзихун. Новый фарфор называют «Китайский Красный Фарфор».   http://orientstyle.ru/culture/crafts/ceramics/krasnyj-farfor-czixun/


?

Log in

No account? Create an account